Нельсон ЛИХТЕНШТЕЙН
А нужны ли еще профсоюзы? – 2003, №1 (35)

Связаны ли права человека с авторитетом и влиянием профсоюзов? В течение почти двух столетий неизменным ответом на этот вопрос было громкое «Да!». На всех континентах рост и развитие профсоюзов связывалось с освобождением простых рабочих и наступлением на угнетателей.

Сегодня мы живем в эпоху глобализации прав человека. Военные преступники предстают перед судом в Гааге. Права женщин на Ближнем Востоке являются серьезным социальным и политическим вопросом. От Бирмы до Нигерии мир внимательно следит за соблюдением прав диссидентов на свободу слова. Тысячи неправительственных организаций выявляют нарушения прав человека и содействуют поддержке социальных, экономических и правовых стандартов в бедных странах.

Около 182 кодексов поведения, определяющих политику компании в отношении условий труда и прав человека, было принято корпорациями и промышленными объединениями во всем мире. Некоторые корпорации гарантируют зарплату не ниже прожиточного минимума, свободный доступ инспекционных комиссий на свои предприятия, а также предоставление рабочим и служащим права на выражение собственного мнения о ситуации на производстве. Например, многонациональная компания «Рибок» (Reebok) — производитель спортивной одежды — представляет свой корпоративный кодекс как документ, «основанный на принципах» Всеобщей декларации прав человека. Компания гарантирует, что при изготовлении ее продукции не используется детский труд.

Однако повышенное внимание к правам человека проявляется на фоне постепенного ослабления профсоюзного движения во всем мире. По сообщениям Международной организации труда, профсоюзы утрачивают свою роль и влияние во многих странах. За 1990-е годы число членов профсоюзов значительно сократилось и составило менее 20% в 48 из 92 обследованных стран.

Наблюдается явный парадокс. Рассмотрим, например, США, где с 1960-х годов традиция уважения прав человека, основанная на принципах культурного разнообразия и равенства полов, нашла свое отражение в законодательстве США, деятельности крупных корпораций и правительственных учреждений. Большинство крупных компаний благосклонно относятся к «многообразию» на их предприятиях и хвалятся соблюдением законов, касающихся гражданских прав и равенства полов.

В то же время, ни в одной другой крупной стране, за исключением откровенно диктаторских режимов, профсоюзы не теряли стольких членов и столько политического влияния. Число членов профсоюзов значительно сократилось за последние четверть века, и сегодня менее 10% работников частного сектора в Америке состоят в профсоюзах.

Что привело к разрыву традиционной связи между сильными профсоюзами и уважением прав человека? Несомненно, профсоюзы потеряли многих членов и политическое влияние частично из-за падения морального авторитета. Слишком часто профсоюзы терпимо относятся к дискриминации по половому и расовому признакам или, что еще хуже, начинают вести политическую игру для защиты собственных интересов.

За последние 25 лет правительство и частный сектор все больше демонстрировали враждебность по отношению к профсоюзам. По оценкам «Хьюман Райтc Вотч» (Human Rights Watch), «в системе, насыщенной видимостью законности и надлежащих правовых процедур, использование работниками своих прав на организацию, соглашение с работодателем и забастовки потеряло былое значение, многие работодатели осознали, что им практически нечего опасаться со стороны учреждений, призванных защищать и обеспечивать соблюдение трудового законодательства».

Однако утрата трудовым правом США былой значимости является также отражением необыкновенного влияния культуры прав человека на американское общество. Права универсальны, и обладать ими должен любой человек, а это означает, что главный менеджер компании имеет такие же права, как и клерк в его офисе. В такой системе становится сложным наделять профсоюзы статусом и привилегиями, которые отличались бы или превосходили статус и привилегии их членов.

Для миллионов рабочих, не говоря уже об их начальниках, солидарность в рамках профсоюза стала устаревшим и даже чужеродным понятием. И едва ли это удивительно. В современных американских компаниях работодатели используют свое защищенное законом право на свободу слова для распространения антипрофсоюзной пропаганды, запугивания отдельных работников и предупреждения своих подчиненных, что вступление в профсоюз может означать потерю работы.

Итак, нужны ли профсоюзы сегодня? Некоторые утверждают, что в США и других странах права человека стали настолько важными и широко распространенными, что профсоюзы и их деятельность не только больше не нужны, но и вообще нежелательны. Если, например, защита работников от сексуальных домогательств на рабочем месте осуществляется какой-либо структурой штата, а не представителем профсоюза, то и остальные права работника также могут быть защищены адекватным образом.

Однако вековой опыт Америки и других стран говорит о том, что сама по себе ни одна система правового регулирования не может путем административного приказа или судебного постановления установить и привести в исполнение внутренние правила на миллионах предприятий. Защитники прав человека и противники «потогонной» системы в таких местах как Малайзия и Южный Китай, отчетливо понимают: ни один правовой режим не возможен без открытого выражения своего мнения рабочими, чьи голоса никогда не зазвучат, если какая-нибудь организация не защитит их от последствий такого поступка.

История социального регулирования в промышленных странах Запада недвусмысленно показывает: систематическое организованное давление на работодателя необходимо для того, чтобы вдохнуть жизнь в права, записанные в законах. Без нового подъема деятельности профсоюзов в бедных странах всемирное движение в поддержку прав человека и прав, определенных законами о труде, потеряет силу. И тогда у миллионов отчаявшихся рабочих не останется надежды на защиту своих прав.

 © Ргоject Syndicate совместно с Институтом Гуманитарных Наук, октябрь 2002 г.


Теги: Профсоюзы

В начало страницы

Актуальная цитата


Власть теряла и теряет лучших людей общества, наиболее честных, увлеченных, мужественных и талантливых.
«Правозащитник» 1997, 4 (14)
Отвечают ли права и свободы человека действительным потребностям России, ее историческим традициям, или же это очередное подражательство, небезопасное для менталитета русского народа?
«Правозащитник» 1994, 1 (1)
Государства на территории бывшего СССР правовыми будут еще не скоро, и поэтому необходимо большое количество неправительственных правозащитных организаций.
«Правозащитник» 1994, 1 (1)
Люди говорят: «Какие еще права человека, когда есть нечего, вокруг нищета, беспредел и коррупция?»
«Правозащитник» 2001, 1 (27)
На рубеже XX и XXI веков попытки вернуть имя Сталина в официальный пантеон героев России становятся все чаще. Десять лет назад это казалось невероятным.
«Правозащитник» 2003, 1 (35)