Эвелина МЕЛЬНИКОВА
Подросток, реклама и коммерческий досуг – 1998, №2 (16)

В предлагаемой статье о досуге подростков речь пойдет о ситуациях, новых как для нашего населения, так и для правоохранительных органов, его защищающих, иными словами – о конфликтах, созревающих на ниве рыночной экономики, быстро растущего богатства одних людей и обеднения других. Именно в этих условиях происходит коммерциализация свободного времени населения, в первую очередь – молодого. Культ богатства захватывает позиции в общественном мнении, а реклама оказывается в числе главных воспитателей нравов, вкусов и моделей поведения подростков. И все это проявляется в свободное от учебы и работы время. Причина тому – в нашем обществе гораздо меньше законов, охраняющих отдых, досуг подростков, чем тех, что охраняют их учебу и труд.

Первые самостоятельные шаги подростка на досуге – это шаги во дворе и на улице. Конечно, двор в наше время не дает подросткам большого выбора развлечений. Мало кто из них сейчас проводит время во дворе. Да и мест особых у них для этого нет.

Можно ли защитить двор как традиционное российское место для досуга, игр и отдыха детей? Можно. Ведь существуют соответствующие постановления муниципальных властей городов. И обращаться за помощью есть куда – в муниципальный округ.

Читатель, наверное, обратил внимание на то, что ребенок, подросток, взрослея, испытывает все большее влияние окружающего его мира. Вспомните: в семье он окружен родными и близкими, в школе – учителями и сверстниками, на работе – сослуживцами. Со временем это окружение становится все более разнообразным, по-разному влияющим на детей и подростков. И родителям все труднее управлять этим внешним влиянием, труднее защищать от вредных влияний. Это – объективный процесс жизни. А во дворе, на улице возможностей у родителей уберечь своего ребенка от конфликта – еще меньше. Однако механизм предупреждения конфликта «на улице», конечно, существует – этим занимаются правоохранительные органы, хотя в определенной степени необходима и помощь родителей подростка.

Для того чтобы понять непростой механизм воздействия «улицы» на личность и поведение подростка, попробуем разобраться в малоизвестном российским читателям понятии социального фона жизни нашего общества в современный период.

Социальный фон общества отражает экономику, ее законы и ее развитие. Фоновые явления в жизни страны – это последствия экономического развития, его положительные и отрицательные результаты. Остановлюсь на отрицательных.

Демонстрация богатства и воспитание в духе почитания богатства заполонили и телеэкран и прессу. В этом мы преуспели вполне, став похожими на наших западных соседей. Но шоу-бизнес на Западе государство держит в узде, не давая ему забывать о законах, регулирующих его «поведение». Нравственное здоровье нации там издавна охраняется, несмотря ни на какие изменения в жизни современного общества. Я уже не говорю о многочисленных социологических и криминологических исследованиях так называемого «коммерческого досуга», которые проводят ученые и юристы-практики. Цели этих исследований – выяснить состояние дел рынка «коммерческого досуга» и выработать меры (включая и законодательные) по охране нравственного здоровья населения. В числе первых охраняемых, как правило, стоят несовершеннолетние.

Вопрос о «коммерческом досуге», его содержании и формах весьма актуален, коммерциализация нашего с вами досуга стала фактом российской действительности.

В западной и российской юридической литературе «коммерческим досугом» называют коммерческую эксплуатацию свободного времени населения. Это – выпуск кино- и телефильмов, видеоклипов, теле- и радиопрограмм, книг и брошюр, иллюстрированных книжек-комиксов, разнообразных рекламных роликов, продажа населению этой продукции, а также разнообразных предметов и изделий.

Казалось бы, ничего отрицательного в этом бизнесе нет, если имеется лицензия на этот вид деятельности, сертификат и т. д. Есть, однако, существенное «но». «Коммерческий досуг» потому так и назван, что предназначен он для получения прибыли. Именно этот расчет на прибыль и делает его криминогенным, влияющим на формирование антисоциальной личности. Все, что относится к «коммерческому досугу», подчинено цели выколачивания прибыли. Хотя я имею в виду западный вариант «коммерческого досуга», но очень много общего с этим явлением можно найти и в нашей российской жизни.

Итак, в чем антисоциальное значение «коммерческого досуга»? Прежде всего в его содержании. Многочисленные исследования показали, что коммерческий бизнес включает в себя два понятия – преступление и секс. Почему? Потому, что именно они быстрее и проще привлекают внимание многих читателей и зрителей.

Исследования преступности несовершеннолетних в разные времена и в разных странах показали одинаковый результат: подростки приучаются видеть сцены жестокости, насилия, обмана на экране и, что хуже всего, потом сами начинают воспроизводить их в собственном поведении.

Криминогенность «коммерческого досуга» не ограничивается зрелищными формами. Есть и более открытые его виды, приносящие еще большую прибыль. Это – продажа алкогольных напитков, наркотиков, огнестрельного оружия, коммерческая эксплуатация ночных развлекательных заведений, спорта. Не стоит повторять, что наиболее уязвимыми объктами этой части «коммерческого досуга» оказываются подростки.

В нашей стране «коммерческий досуг» еще не сформировался как некая самостоятельная отрасль, но признаки ее уже налицо – достаточно посмотреть продаваемую так называемую «книжную продукцию», послушать и посмотреть телерекламу новых боевиков с леденящими кровь названиями. Кстати, напрасно взрослые рекламодатели и их телевизионные реализаторы думают, что ночной эфир – заслон для просмотров этих фильмов подростками.

Думаю, что читатели – родители подростков, которых они хотели бы оградить от конфликта с законом, прочитав все о влиянии улицы, да еще о пагубном «коммерческом досуге», загрустят.

Ну а как со всем этим бороться собственными силами? И я еще раз повторю: с этим злом бороться самим невозможно. Ведь речь идет об очень сложном механизме, влияющем на молодежь и подростков. Бороться с антисоциальным воздействием «коммерческого досуга» предстоит в первую очередь государству.

В странах Запада, где с коммерциализацией досуга и прежде всего досуга несовершеннолетних стали бороться с начала 60-х годов, в этой борьбе участвуют и государство, и население.

Законы многих западных государств подробно регулируют охрану несовершеннолетних именно от такого вредного воздействия коммерческих средств досуга. Так, Кодекс борьбы с алкогольными напитками Франции, Законы о защите детей Англии, законы многих штатов США запрещают продажу спиртных напитков подросткам. В законах большинства стран мира соответствующими правилами ограничены посещения кинотеатров детьми в зависимости от содержания фильмов, запрещена реклама алкогольных напитков и табачных изделий вблизи школ, иных детских учреждений, а также в парках, на стадионах и т. д. Законодательно установлен также запрет посещения несовершеннолетними ночных баров и иных ночных увеселительных заведений. Немало места уделено и ответственности всех тех, кто нарушает эти правила и создает неблагоприятные условия для воспитания детей и подростков.

Конечно, и на Западе, хотя там давно уже законодательство ограничило криминогенное влияние коммерческого бизнеса в 'сфере досуга населения, побороть его воздействие очень трудно. Об этом пишут и говорят многие западные юристы.

И у нас действуют запреты, установленные в законах, касающихся ограничений деятельности коммерческого бизнеса в сфере досуга молодежи и подростков, хотя их и немного. Однако население о них не очень-то осведомлено. Что касается наших собственных – российских коммерческих дельцов в сфере досуга, то по их поведению на «рынке досуга» не видно, что им известны правовые запреты, устанавливающие даже уголовную ответственность за изготовление, распространение и продажу населению, например, продукции порнографического содержания. Новый Уголовный кодекс России, вступивший в силу с 1 января 1997 года, ввел немало новых норм карательной направленности именно за распространение таких видов запрещенной продукции.

Думаю, что нам следует сохранить российские традиции порицания коммерческой эксплуатации сексуальности (конечно, не впадая в ханжество) и безвкусицы в области искусства. Это послужит заслоном распространения лавины бездарных «кассовых» произведений и в литературе, и в искусстве, и в средствах массовой информации. Коль скоро я их упомянула, остановлю внимание читателей на рекламе (в том числе и «коммерческого досуга») и на том, как она регулируется российскими законами применительно к защите прав несовершеннолетних.

14 июня 1995 года Государственная Дума РФ приняла Федеральный закон «О рекламе». Статья 20 этого Закона называется «Защита несовершеннолетних при производстве, размещении и распространении рекламы». Для защиты несовершеннолетних от неблагоприятного воздействия возможного антисоциального содержания рекламы и защиты подростков от злоупотреблений их легковерностью, доверчивостью и отсутствием жизненного опыта Закон «О рекламе» запретил отражать в рекламе следующее:

1) все то, что дискредитирует авторитет родителей и воспитателей в глазах детей, подрывает доверие к ним несовершеннолетних;

2) любые способы внушения непосредственно   несовершеннолетним, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемые товары;

3)  привлекать внимание несовершеннолетних к тому, что, имея рекламируемые товары, они будут иметь какие-то преимущества перед другими подростками, а отсутствие этих товаров у них будет их большим недостатком;

4) ситуации, опасные для детей и подростков, и участие в них несовершеннолетних;

5) обязательное описание и разъяснение в рекламе реально достижимого результата использования товара той возрастной группой несовершеннолетних, для которой товар предназначен;

6) все то, что создает у несовершеннолетнего нереальное (искаженное) представление о цене товара для несовершеннолетнего.  Недопустимо прямое или косвенное указание на то, что рекламируемый товар доступен для любого семейного бюджета;

7) любой образ несовершеннолетнего (в тексте, рисунках), если рекламируются товары, не предназначенные для несовершеннолетних.

Ясно, что Закон «О рекламе» предъявляет довольно жесткие требования к рекламодателям и тем, кто осуществляет их замыслы по рекламированию, то есть к представителям теле-и радиокомпаний, различного рода учреждений, где создаются художественные изображения рекламируемых товаров, газет и журналов, где именно эти товары и рекламируются.

Недопустимо по Закону включать в число действующих лиц рекламных роликов детей и подростков, если их сюжеты не относятся к несовершеннолетним. А таких сюжетов, например, в нашей телевизионной рекламе предостаточно. Вспомним хотя бы «сериал» о стиральных порошках и моющих средствах, где дети кричат о приезде тети Аси и грустные сидят на лестнице («мама белье кипятит!») или где героиня одной из «серий» проверяет качество порошков для автоматических стиральных машин... в детском саду. А чего стоит лукавая девочка, таинственным голосом зазывающая покупателей в магазин «Дубленки» на Староалексеевской!

Эти примеры доказывают то, что ни рекламисты, ни работники ТВ явно не знакомы с Законом РФ «О рекламе», запрещающим подобного рода рекламу с участием несовершеннолетних.

Есть в Законе «О рекламе» и правила, касающиеся уже не содержания, а порядка передачи рекламы по телевидению и радио. Так, Закон не разрешает вообще прерывать рекламой детские передачи; образовательные передачи можно прерывать не более чем один раз и не более чем на 45 секунд.

Общее для всех передач по телевидению, радио, иными способами информации (например, справки по телефону) требование гласит: основная передача может прерываться рекламой, но никогда не начинаться с нее.

Не буду далее анализировать огрехи нашей российской рекламы, их читатели сами хорошо знают. Кое-что здесь можно объяснить «молодостью» рекламного дела в нашей стране и стремлением ее создателей захватить умы и сердца потенциальных потребителей их продукции, а также желанием обогнать конкурентов. Но нельзя игнорировать Закон, запрещающий «выпуск в свет» рекламы неквалифицированной, недостоверной, вводящей в заблуждение доверчивых зрителей и слушателей. И среди них наиболее уязвимы дети и подростки.

Разумеется, сказанное не означает, что всякая реклама вредна, что во всех случаях она служит чьим-то коммерческим интересам. Но умение разбираться в том, что именно из рекламируемого потока товаров действительно необходимо детям и подросткам, – очень важная задача, стоящая перед взрослыми. И задача не из легких.

Приведу в заключение статью 2 Закона «О рекламе», где дано понятие ненадлежащей рекламы: «Ненадлежащая реклама – недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации».

Вот исходя из этих правовых предписаний мы должны воспринимать нашу рекламу – «двигатель торговли товарами и услугами». Мы – это все граждане, рекламодатели, производители и распространители товаров и услуг, а также государственные органы, ответственные за надлежащее функционирование нашего нового – рыночного –экономического поля.

ИНФОРМАЦИЯ

Издательство БЕК выпустило в свет книгу Э. Б. Мельниковой
«Как уберечь подростка от конфликта с законом».
Тираж – 10 000. Цена – 24 рубля.

В этой книге содержатся ответы на вопросы и советы юриста, как в наше сложное время предостеречь подростка от конфликта с законом, помочь ему избежать правонарушения или стать жертвой преступления. В книге также разъяснены права и обязанности несовершеннолетних в семье, в школе, на работе, на отдыхе; рассмотрены наиболее типичные причины конфликтных ситуаций и показаны правовые средства защиты; представлена деятельность милиции, прокуратуры, суда, других правоохранительных органов, когда они занимаются подростками. Автор анализирует новые явления в жизни молодежи в меняющихся экономических условиях и связанное с ними расслоение российского общества.

В приложении даны извлечения из новых законов, относящихся к разным отраслям права и касающихся несовершеннолетних.

Автор книги – доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, главный научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук – в течение многих лет занимается исследованием проблем предупреждения правонарушений несовершеннолетних как в нашей стране, так и за рубежом. Э. Б. Мельникова – эксперт ООН в личном качестве по проблемам преступности несовершеннолетних и правовой защиты детей и подростков.

Книгу можно приобрести в отделе распространения Издательства БЕК по адресу:
101000, Москва, Сверчков переулок, дом 8, строение 3.
Телефон (095) 928-36-23; факс (095) 928-60-33.


Теги: Права ребенка, Ювенальная юстиция

В начало страницы

Другие статьи автора:

Российская модель ювенальной юстиции (теоретическая концепция) – 1996, №1 (7)

Дети и подростки – жертвы негативных явлений. Основные аспекты виктимизации – 2000, №1 (23)

Из истории российской ювенальной юстиции – 1998, №3 (17)

Декларация о защите прав детей и подростков – жертв вооруженных конфликтов. Проект – 1996, №4 (10)

Конфликт подростка с законом. Как избежать его? – 1997, №4 (14)

Профилактика безнадзорности детей и подростков – 1999, №2 (20)

Защита прав детей и подростков - жертв вооруженных конфликтов (теоретическая концепция) – 1996, №4 (10)

Статьи схожей тематики:

Эвелина МЕЛЬНИКОВА. Декларация о защите прав детей и подростков – жертв вооруженных конфликтов. Проект – 1996, №4 (10)

Григорий ЛУКЬЯНЦЕВ. Дети в вооруженных конфликтах – 2000, №2 (24)

Эвелина МЕЛЬНИКОВА. Дети и подростки – жертвы негативных явлений. Основные аспекты виктимизации – 2000, №1 (23)

Ирина СМИРНОВА. Дети России между бесправием и нищетой -- какими они вырастут? – 1999, №1 (19)

Заключение Комитета ООН по правам ребенка по 2-му Периодическому государственному докладу РФ о реализации Россией Конвенции ООН о правах ребенка (неофициальный перевод) – 2000, №1 (23)

Эвелина МЕЛЬНИКОВА. Из истории российской ювенальной юстиции – 1998, №3 (17)

Эвелина МЕЛЬНИКОВА. Конфликт подростка с законом. Как избежать его? – 1997, №4 (14)

Владислав НАЛИМОВ. Несовершеннолетние в судебном процессе. Заметки адвоката – 1999, №2 (20)

Юрий АЛЕКСАНДРОВ, Валерий ОЛЕШКЕВИЧ. Подростковая психология и мотивы девиантного поведения – 1997, №1 (11)

Роман ХЕРЦОГ. Подходящие средства в подходящее время – 1997, №4 (14)

Андрей БОРБАТ. Преступность несовершеннолетних в Москве: опасные тенденции нарастают – 1997, №4 (14)

Эвелина МЕЛЬНИКОВА. Профилактика безнадзорности детей и подростков – 1999, №2 (20)

Галина ВЕТРОВА, Эвелина МЕЛЬНИКОВА. Российская модель ювенальной юстиции (теоретическая концепция) – 1996, №1 (7)

Актуальная цитата


Власть теряла и теряет лучших людей общества, наиболее честных, увлеченных, мужественных и талантливых.
«Правозащитник» 1997, 4 (14)
Отвечают ли права и свободы человека действительным потребностям России, ее историческим традициям, или же это очередное подражательство, небезопасное для менталитета русского народа?
«Правозащитник» 1994, 1 (1)
Государства на территории бывшего СССР правовыми будут еще не скоро, и поэтому необходимо большое количество неправительственных правозащитных организаций.
«Правозащитник» 1994, 1 (1)
Люди говорят: «Какие еще права человека, когда есть нечего, вокруг нищета, беспредел и коррупция?»
«Правозащитник» 2001, 1 (27)
На рубеже XX и XXI веков попытки вернуть имя Сталина в официальный пантеон героев России становятся все чаще. Десять лет назад это казалось невероятным.
«Правозащитник» 2003, 1 (35)